Функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая.

Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

 

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

 

-успешно решает разные бытовые проблемы;

 

-умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

 

-использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

 

-выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

 

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

 

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

 

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

 

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

 

 

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

 

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Протокол совещания Система работы ОО по формированию ФГ .docx Протокол совещания. Система работы ОО по формированию ФГ.pdf Приказ-об-итогах-Фестиваля.pdf Приказ об участии в НПК.pdf Приказ Об организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся.pdf План по функциональной грамотности на 2022-23 г._pdf.pdf План мероприятий по формированию функциональной грамотностиf.pdf План мероприятий по формированию функциональной грамотностиf (1).pdf План деятельности опорных школ.pdf Зайнутдинова У.А. Математическая грамотность. Мастер-класс .pdf Глебова Р.В. Математическая грамотность. Открытый урок.pdf База учителей участвующих в развитии функциональной грамотности.pdf База данных обучающихся 2022-2023 учебного года в формировании функциональной грамотности.pdf Аскерова М.А. Открытый урок.pdf Аналитическая справка по итогам методического аудита системы работы ОО по формированию функционально грамотности.pdf Аналитическая справка по итогам диагностики читательской грамотности.pdf Активизация работы по функциональной грамотности.pdf Абдулхалимова Р.Ю. Математическая грамотность. Открытый урок.pdf Абдулвагабова П.М. Математическая грамотность. Брейн-ринг.pdf 2 Справка по итогам проведения физических практикумов (1).pdf 1 Справка по итогам проведения педагогических мастерских (1).pdf