Функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая.

Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

 

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

 

-успешно решает разные бытовые проблемы;

 

-умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

 

-использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

 

-выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

 

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

 

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

 

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

 

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

 

 

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

 

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Протокол совещания - Формирование и оценка ФГ обучающихся в ОО 17.11.2023г..docx Приказ №349 от 30.10.2023г. Об организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся.rar Приказ №255 от 27.09.2023 Об участии в НПК по ФГ.pdf Справка по итогам проведения физических практикумов по решению контекстных задач 08.05.2023г.pdf Справка по итогам проведения педагогической мастерской 05.04.2023г..pdf План деятельности опорных школ по развитию функциональной грамотности на 2023-2024гг.pdf Дорожная карта по функциональной грамотности на 2023-2024гг.pdf Протокол совещания - Система работы ОО по формированию ФГ 09.11.2022г..pdf Аналитическая справка по итогам методического аудита системы работы ОО по формированию ФГ на 2022-2023гг.pdf База данных обучающихся ФГ на 2022-2023гг.pdf Приказ №249 от 11.10.2022г. Об организации работы по формированию ФГ учащихся.pdf База учителей участвующих в развитии функциональной грамотности на 01.10.2022г.pdf План мероприятий, направленных на формирование ФГ в ОО на 2022-2023гг..pdf Аналитическая справка по итогам региональной диагностической работы по читательской грамотности в РД 2021г..pdf Приказ №203 от 05.12.2021г. Об утверждении итогов Республиканского фестиваля педагогических идей и открытых уроков.pdf План мероприятий по формированию функциональной грамотности в ОО на 2021-2022гг.pdf